Вторая англо-афганская война и культура

Дата: 19th Январь 2015 Автор: michae1 Рубрика: Полезно знать

Вторая англо-афганская война (1878-1880) нанесла огромный вред культуре. С приходом к власти эмира Абдуррахмана (1880- 1901), стремившегося превратить страну в централизованное государство, начались изменения в области культуры. В типографии «Дар уль-салтанат» было издано свыше сорока книг, среди которых главное место занимали публикации самого эмира: «Книга наставлений светских и религиозных» (1888), более известная как «Автобиография эмира Абдуррахмана»; «Укрепление веры» (1888), «Зерцало разума» (1893) и т.д. Под заглавием «Зерцало мира» была опубликована книга «Калила и Димна». Были напечатаны сборники стихов кандагарской поэтессы Айши Дурани (конец XVIII—первая половина XIX в.), Рахмата Бадахши, а также Мухаммада Якуба Мухлиса (1841-1905), содержавшие традиционные по стилю и содержанию произведения.

Афганская письменная литература XIX в. была средневековой по своему типу и еще не обрела общественного звучания. В начале XX в. в стране возникает движение прогрессивной интеллигенции, выступавшей за создание в Афганистане конституционной монархии, за национальную независимость и прогресс. Эти круги интеллигенции, известные под именем «младоафганцев», вели активную просветительскую деятельность в обществе и внесли свой вклад в развитие литературы. Лидером и идеологом младоафганцев был выдающийся общественный деятель, ученый, поэт, публицист и переводчик Махмуд Тарзи (1867-1935), широко пропагандировавший просветительские идеи на страницах издававшейся им газеты «Сирадж уль-ахбар» («Светильник новостей») (1911-1919). К нему примыкал довольно узкий круг единомышленников и последователей, передовых людей своего времени: Гулам Мухиддин Афган (1868- 1921), Абдулхади Дави (1895-1982), Салих Мухаммад (1888-1960) и другие, которые и заложили основы новой литературы. Они стремились познакомить афганское общество с достижениями мировой науки и культуры, призывали к овладению знаниями, отстаивали идею национального суверенитета, требуя политической независимости страны. Просветительские идеи и устремления младоафганцев в художественной словесности не породили новых форм и жанров. В стихи, представлявшие собой классические касыды и газели, поэты вкладывали новое содержание, придавали им гражданское звучание.

Возможно Вам также будет интересно:
  1. Вторая мировая война
  2. Уступки Афганистана во внешнеполитических вопросах
  3. Вторая половина 60-х годов в Афганистане
  4. Афганистан и Россия
  5. Расцвет классической литературы

Понравилась статья? Добавьте в закладки: